Виды
инициатив

знакомимся с видами инициатив и
соответствующими культурными практиками (видами деятельности)

Сферы инициативы обеспечивают развитие наиболее важных психических процессов и содействуют полноте «проживания» ребенком периода дошкольного детства, благодаря включенности в те виды деятельности (культурной практики), которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

Творческая инициатива

Творческая инициатива обеспечивает включённость в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребёнка. Игра – свободная, непринужденная деятельность ребёнка, не связанная с достижением практических целей, и её течение и смысл заключены в ней самой. Сюжетная игра – основная творческая деятельность ребёнка, направленная на развитие воображения, образного мышления, способности к пониманию другого.
В этом видеролике, снятом по заказу Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ, представлен примерный образец проявления у детей творческой инициативы.
ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Сюжетная игра и игра с правилами

В галерею видео...

Инициатива - целепологание

Инициатива как целеполагание и волевое усилие направлена на включённость в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала. Продуктивная деятельность развивает умения управлять своим поведением и своими намерениями, помогает ребёнку понять отношения между объектами и явлениями. Если в игре ребенок представляет окружающую действительность только мысленно или в действиях с игрушкой, то в продуктивных формах деятельности окружающий мир изображается предметно.
В этом видеролике, снятом по заказу Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ, представлен примерный образец проявления у детей инициативы как целеполагания и волевого усилия.
ИНИЦИАТИВА КАК ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ Продуктивная деятельность

В галерею видео...

Коммуникативная инициатива

Коммуникативная инициатива содействует включённости ребёнка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, речь и многое другое. Педагоги все чаще обращают внимание родителей на то, что из-за перенасыщения информационной среды, компьютеризации и интернетизации современные дети стали меньше общаться со взрослыми и друг с другом. В результате происходят нарушения эмоционально-волевой сферы, появляется тревожность, повышенная обидчивость. Во избежание дальнейших проблем в школе родителям важно своевременно обратить внимание на негативные отклонения в данной сфере.
КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА Взаимодействие ребенка со сверстниками

В галерею видео...

Учебно-методический фильм "Коммуникативная инициатива" - это проект первого видеоролика в рамках разрабатываемой ФИРО РАНХиГС серии видеоматериалов, демонстрирующих примерные образцы проявления у детей уровней инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности.

Познавательная инициатива

Познавательная инициатива, или любознательность, обеспечивает включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения. Ребенок обнаруживает осознанное намерение узнать что-то относительно конкретных вещей и явлений, высказывает простые предположения о связи действия и возможного эффекта при исследовании новых предметов, стремится достичь определенного эффекта, не ограничиваясь простым манипулированием, встраивает свои новые представления в сюжеты игры, темы рисования, конструирования.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Познавательно-исследовательская деятельность ребенка

В галерею видео...

Учебно-методический фильм, демонстрирующий проявление у детей разных уровней познавательной инициативы, или любознательности. Снят по заказу Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ.

Двигательная инициатива

Двигательная активность (инициатива) – это удовлетворение естественной потребности в движении, что является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка и сохранения его здоровья. Физическая подготовленность дошкольника характеризуется наличием базовых двигательных умений и навыков в разных играх и упражнениях, а также развитием физических качеств. Здорового ребенка привлекает физическая активность, он совершает различные типы движений и действий, в какой-то момент эти действия становятся осознанными и дифференцированными относительно объектов и целей. Он следует рекомендациям взрослых, стремится достичь лучших результатов.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Двигательная активность ребенка

В галерею видео...

Учебно-методический фильм, демонстрирующий проявление у детей разных уровней двигательной инициативы. Снят по заказу Федерального института развития образования РАНХиГС при Президенте РФ.