ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ

пошаговая инструкция

Наблюдение и фиксация
результатов

Объектом наблюдения является ребенок дошкольного возраста.

Предметом наблюдения является проявление определенного типа инициативы в одном из пяти перечисленных видов деятельности. Родитель должен четко понимать, за каким видом деятельности он в данный момент наблюдает.

Показатели наблюдений

Выделяется три показателя наблюдений за проявлениями инициативы:

низкий
средний
высокий

Каждый из показателей в норме соответствует
определенному возрасту ребенка!

ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
И УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ
ИНИЦИАТИВЫ

Наблюдатель ориентируется на соответствующие определенному возрасту описания/качества инициативных видов деятельности ребенка, предложенные в таблице "Описание показателей и уровней проявления инициативы".

Содержимое каждой ячейки таблицы поставлено в соответствие виду деятельности и определенному возрасту, для которого данное описание является нормативным.

ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА

ИНИЦИАТИВА-ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА

СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ В ФОРМАТЕ PDF

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Результаты наблюдений фиксируются в Карте развития ребенка.

Вы можете скачать Карту в формате pdf/ в формате docx или начертить самостоятельно.





Как заполнять карту

Для удобства работы родителей Карта уже содержит названия пяти инициатив и трех уровней развития с заполненными видами маркировок.

Фиксацию результатов наблюдения достаточно проводить три раза в год. Заполняя Карту, делайте в соответствующих столбцах отметки, используя три вида маркировки.

маркер "Обычно"качество инициативы является типичным, характерным для ребёнка, проявляется у него чаще всего
маркер "Изредка"качество инициативы не характерено для ребёнка, но проявляется в его деятельности время от времени
маркер "Никогда"качество инициативы не проявляется в деятельности ребёнка совсем
СКАЧАТЬ БЛАНК КАРТЫ В ФОРМАТЕ PDF

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

При оценке уровня развития ребенка возрастной диапазон может использоваться родителями в качестве ориентира, как для определения соответствия или несоответствия норме, так и для оценки способностей детей.



ОРИЕНТИР НА ВОЗРАСТ

Если инициатива ребенка соответствует описанию нормативного показателя для более старшего возраста, то есть основания говорить о ранних проявлениях дарований ребенка.

Соответствие инициативы ребенка описанию нормативного показателя для младшего возраста или отсутствие проявления инициативы должно стать поводом для усиленной работы по активизации того вида деятельности, в котором отсутствует показатель «обычно».

Первый/низкий уровень всех сфер инициативы – это норма для ребенка 3-4 лет.
В 4-5 лет уровень развития ребенка «колеблется» между первым/низким и вторым/средним уровнями.
В 5-6 лет уровень развития ребенка «колеблется» между вторым и третьим уровнями.
В 7 лет возрастной норме соответствует третий/высокий уровень проявления всех сфер инициативы.
ПРИМЕРЫ ЗАПОЛНЕНИЯ КАРТЫ

ДЕЛАЕМ
ВЫВОДЫ

Работа, которую Вы планируете начать, станет фактором, оказывающим значительное влияние на повышение качества образования Вашего ребёнка. Системный подход к наблюдению-оценке за ребёнком сделает его развитие более плавным и гармоничным. Без сомнения, ваш вклад будет оценен через годы, когда ребёнок вырастет и сможет применить в трудовой деятельности и в общении все те навыки и таланты, которые Вы в нем воспитали.



КАК ВЫГЛЯДИТ ЗАПОЛНЕННАЯ КАРТА

Далее вы найдете примеры наблюдений за деятельностью детей разных возрастов. К каждому примеру дана интерпретация с указанием того маркера, который поставлен родителем в Карте развития.



АНАЛИЗИРУЕМ ЗАПОЛНЕННЫЕ КАРТЫ

АННА

возраст: 3 года 2 месяца
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА АННЫ
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ АННЫ
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА АННЫ
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ АННЫ
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА АННЫ

Наблюдаемая деятельность: Ребенок подходит к коробке с игрушками и достает ежика. С помощью многократно повторяющихся условных действий изображает движение ежика по одному и тому же маршруту. Вначале ежик, как бы «бегает» вдоль коробки, затем «поднимается» по стене вверх и вниз. Снова «бегает», «поднимается», «бегает», «поднимается». Затем девочка бросает ежика в коробку.

Вывод: Анну нельзя отнести даже к первому уровню. В Карте развития должна стоять пометка «никогда». Это означает, что девочка нуждается в особом внимании, потому что не попадает в соответствующий возрасту нормативный диапазон, а родителям необходимо систематически играть с ребенком, вводя элементы сюжетной игры.

Наблюдаемая деятельность: Ребенку предложены следующие инструменты: набор шариковых ручек (красного, черного и синего цветов), пачка бумаги, 2 линейки с прорезями (с геометрическими формами и фигурками зайцев в разных позах). Из пачки бумаги девочка достает несколько листов. Кладет один лист бумаги на стол, располагая его по горизонтали. В центре листа шариковой ручкой красного цвета изображает несколько округлых форм и говорит: «Это ягодки такие, красненькие». Начинает старательно закрашивать созданные изображения, но внезапно прекращает это делать и начинает рисовать точки сначала в верхних углах листа бумаги, а затем нижних. Точки примерно одного размера, расположены симметрично. На вопрос: «Что ты делаешь?» - отвечает: «Ягодки рисую», - и указывает на округлые формы и точки, изображенные на листе бумаги.

Вывод: Анну можно отнести к первому уровню проявления инициативы, в Карте развития поставить пометку «изредка». Очевидно, что девочке нравится рисовать, и в процессе создания изображения она проявляет элементы творчества (чувство ритма при расположении изображения на листе бумаги). Можно предположить, что определенную позитивную роль в развитии ребенка сыграли линейки с прорезями (с геометрическими формами и фигурками зайцев в разных позах). Имея возможность действовать с линейкой, девочка могла на листе бумаги изображать с помощью линейки зайцев, используя всю поверхность листа бумаги, что способствовало созданию разнообразных композиционных решений, а как результат – проявлению чувства композиции.

Наблюдаемая деятельность: Родители понимают, что ребенок лишен возможности общения со сверстниками и стараются использовать любую возможность для взаимодействия девочки с другими детьми. Для этого одним из поводов является посещение дней рождения детей родственников или друзей. Поход в гости в другую семью девочка всегда воспринимает с большой радостью и готова сделать подарок (из своих игрушек) имениннику. Но в гостях настроение девочки резко меняется. Расставаться с игрушкой, приготовленной в качестве подарка, она категорически отказывается, ссылаясь на то, что она это сделает позже. Участвовать в общих играх детей не желает, но старается находиться рядом и внимательно наблюдает за происходящим. Когда дети играют в игры с правилами («прятки» и др.), то решается на участие и даже может подойти к ведущему, но каждый раз находит повод, чтобы не участвовать. Например, отказывается «считаться» или надеть какой-то атрибут, необходимый для общей игры и т.п. По возвращению с праздника рассказывает о том, как на празднике было весело, и как она играла с другими детьми.

Вывод: Анну можно отнести к первому уровню проявления коммуникативной инициативы, в Карте развития поставить пометку «изредка». Если ребенок не посещает детский садик, родителям рекомендуется ввести ребенка в детский коллектив, например, кружок по интересам, спортивную секцию. Среду для общения ребенка со сверстниками можно также организовать на детской площадке, предложив группе детей игру в мяч, лепку из песка по определенному сюжету и т.п.

Наблюдаемая деятельность: Родитель пользуется картинками-«нелепицами», при создании которых художники специально допустили ошибки (снеговик «загорает» на пляже и т.п.). Анна с большим желанием отнеслась к предложению мамы. Долго и внимательно рассматривала картинки, весело смеялась и с легкостью узнала всех животных, кроме совы. Провести сравнение игрушек на картинках не смогла, хотя с интересом их рассматривала и могла правильно назвать каждую игрушку. С раскрашиванием фломастерами изображений дорог справилась успешно. Картинка «Про огуречика» привела ребенка в восторг! На все вопросы ответила правильно и придумала рассказ про огуречика, который не сразу, а только взойдя на мостик, увидел мышку и понял, что ему грозит опасность. К выполнению задания с бабочками приступила охотно, но правильно сложить не смогла, хотя многократно пыталась подобрать бабочек с крыльями близкими по цвету.

Вывод: Анну можно отнести к первому уровню проявления познавательной инициативы, в Карте развития поставить пометку «изредка». Очевидно, что девочка проявляет интерес к новому, но не владеет способами, которые позволили бы ей провести сравнение и сопоставление игрушек на картинках и найти недостающую. Возрастной норме вполне соответствует поведение ребенка при складывании картинок с изображением бабочек. Девочка активно манипулировала картинками при складывании и пыталась достичь результата.

Наблюдаемая деятельность: В семье созданы условия для удовлетворения биологической потребности ребенка в движении, но девочка очень много времени проводит сидя на диване или на коврике в игровом уголке. Однако, не проявляя собственной инициативы, ребенок с удовольствием участвует в играх, организованных родителями или другими детьми. Девочка любит играть с мячом и кеглями. Интерес ребенка к этим предметам был замечен родителями, и в распоряжении ребенка имеются мячи разного размера. В совместных играх со взрослыми ребенок научился бросать мяч среднего размера и ловить его, если он брошен с близкого расстояния. Самостоятельно девочка любит играть с кеглями. Она расставляет кегли в один ряд на значительном расстоянии друг от друга, затем начинает бегать между ними, стараясь не задеть, получая большое удовольствие от совершаемых движений.

Вывод: Анну можно отнести к первому уровню проявления двигательной инициативы, в Карте развития поставить пометку «изредка». Родителям важно повышать интерес ребенка к двигательной активности, поясняя путем примеров правила игры, в частности в кегли. Важно придерживаться принципа: минимум оборудования максимум обыграть. Возможно использовать подборку детской музыки, поясняя ребенку, какие движения, под какую музыку лучше выполнять.

СТАСИК

возраст: 4 года 8 месяца
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Стасика
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ Стасика
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА Стасика
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Стасика
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Стасика

Наблюдаемая деятельность: Подходит к коробке с деталями «кнопочного» конструктора и конструирует очень простую модель самолета. Берет в руки самолет и начинает с ним бегать по комнате. Периодически использует поверхность подоконника как посадочную полосу, а затем вновь изображает полет самолета по комнате.

Вывод: Стасика нельзя отнести к первому уровню, в Карте развития должна стоять пометка «никогда». Родителям необходимо играть с ребенком, добиваясь решения задач первого уровня, по достижении которого добиваться решения задач второго уровня: наличие первоначального замысла («А во что мы будем играть?»), принятие и обозначение в речи игровых ролей: «Я буду…», «А ты будешь…». Возможно, что родителям надо обратить внимание на игровые материалы, имеющиеся в семье, и расширить количество игрушек-предметов оперирования (пожарную машину, «скорую помощь», корабли, лодки, самолеты средних размеров, подзорную трубу, бинокль и др.), а также маркеров игрового пространства (штурвал на подставке, бензозаправочную станцию – гараж (для мелких автомобилей), ландшафтный макет (коврик), светофор, макет «скотный двор» и др.).

Особое значение для развития детей в этом возрасте приобретает переход к осознанному построению элементарной сюжетной линии различными способами. Для этого нужно добиться того, чтобы ребенок показывал в игре Событие различными способами (проекциями), а не ограничивался только предметными действиями от лица персонажа. Для этого родителям нужно в семье создать соответствующую предметно-игровую среду и активизировать игру в нужном направлении. Игра Стасика представлялась как функциональное действие (полет самолета), а событий было всего два – полет и приземление. Для начала надо дополнить его игру недостающими проекциями События, ведь в ней полностью отсутствует ролевая проекция, и слабо выражена пространственная (взлетная полоса). Во-первых, родители могут посоветовать ребенку ввести роль пилота и, возможно, других членов экипажа. Для этого можно использовать игрушку-персонажа, назвав ее соответствующим образом. Можно действовать и от первого лица, сказав Стасику: «Товарищ пилот, Вам не нужен на самолете штурман?» Можно представить себя как пассажира, ремонтника, диспетчера. Появление в игре роли подтолкнет Стасика к обозначению роли собственной, и, соответственно, к ролевому диалогу. Во-вторых, надо дополнить «взлетную полосу». Например, можно поставить туда коробочку или кубик, назвав их ангаром, маяком, диспетчерской и т.д. Появляется предметная опора на новое Событие, которое произойдет в обозначенных пространствах. Более подробно стратегия игры с детьми данного уровня развития творческой инициативы описана Н.А. Коротковой (конкретно в данном случае можно рекомендовать ознакомиться со статьей Н.А. Коротковой «Сюжетная игра с детьми пятого года жизни». Она описывает более сложные ситуации работы воспитателя, и для условий семейного воспитания более чем достаточна).

Наблюдаемая деятельность: Предложены материалы: набор цветных фломастеров – 4 цвета, 2 шариковые ручки – синего и черного цветов, пачка бумаги. Ребенок достает из пачки лист бумаги, берет шариковую ручку и усаживается за стол. Немного подумав, начинает рисовать, горизонтально расположив перед собой лист бумаги. Склоняется над листом бумаги очень низко и, тщательно прорисовывая каждую фигуру, заполняет лист множеством разнообразных по форме и строению предметов. Движения руки очень уверенные, быстрые. На вопрос: «Что ты делаешь?» - отвечает: «Я рисую компьютерную игру. На планету «Зиград» напали роботы-машины. Они не убивают жителей планеты, а хотят их забрать с собой. Роботы-машины очень большие и разные. У одних роботов-машин есть ковши, как у экскаваторов, а у других – много выдвижных лестниц, как у пожарных машин, и они могут доставать людей из многоэтажных домов». Ребенок долго и с воодушевлением рассказывает о нападении роботов-машин, а потом дорисовывает рисунок, который он намерен взять в детский сад и показать своему другу Антону.

Вывод: Стасика можно отнести ко второму уровню проявления инициативы как целеполагание и волевое усилие. В Карте развития нужно поставить маркер «обычно». У мальчика было конкретное намерение – цель и, несмотря на отвлекающий момент, который возник из-за желания ребенка рассказать маме, наблюдающей за его работой, о своих планах, он закончил работу и зафиксировал конечный результат.

Наблюдаемая деятельность: Ребенок с интересом и вниманием относится к взаимодействию со сверстниками в игре и конструировании. Является организатором сюжетных игр дома и в детском саду. Семья мальчика живет в большой коммунальной квартире. Соседями являются две семьи, у которых дети дошкольного возраста (мальчики 3-х и 5-ти лет). Вечерами дети встречаются в большом коридоре, в котором достаточно места даже для того, чтобы кататься на самокатах и велосипедах, и играют. Стасик является инициатором игры в ГАИ и сам распределяет роли. Подобрав подходящие по смыслу роли (инспектор ГАИ и водители), он объясняет мальчикам содержание их действий на «трассе», подбирает материалы (документы для водителей, жезл и автомат – для инспектора). В процессе общения с «задержанным водителем» задает вопросы, «осматривает фуру», «выписывает штраф» и т.п.

Вывод: Стасика можно отнести к третьему уровню проявления коммуникативной инициативы, в Карте развития может стоять пометка «обычно». Возможно, что проявлению этого в значительной степени способствовала среда проживания семьи.

Наблюдаемая деятельность: Ребенок долго не соглашался участвовать в игре, но мама его уговорила. Только взглянув на картинки, сразу же сказал: «Здесь все неправильно нарисовано! Снеговиков летом не бывает, и на снегоходах кататься нельзя». При рассматривании фотографий березовой рощи отметил, что это одно и то же место, но назвать время года на каждой не смог. Проявил большой интерес к игре с карточками. Быстро смог указать на геометрические фигуры, которые пропущены на всех трех карточках, не называя их. Раскрашивать крыло бабочки, по аналогии с уже раскрашенным, отказался: «Я не могу!» Игра «Летает - не летает» очень понравилась, но оказалось, что ребенок не знаком со многими животными и поэтому часто ошибался. Задавал вопросы: «А где живет это животное? А я смогу его увидеть в зоопарке?».

Вывод: Стасика можно отнести ко второму уровню проявления познавательной инициативы, но поставить пометку «изредка». Мальчик обнаруживает осознанное намерение узнать что-то новое относительно предложенных ему изображений. Он способен различать и соединять отдельные факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Так, например, мальчик заметил нелепицы на рисунках и смог объяснить несоответствия. Ребенок самостоятельно установил, что на четырех фотографиях изображена одна и та же березовая роща, но в разное время года. То, что он не смог назвать время года, не снижает уровня его познавательной инициативы. Это свидетельствует лишь об отсутствии определенных знаний, которые он может и должен получить в этом возрасте, обсуждая с родителями, чем времена года отличаются друг от друга; как догадаться, какое время года на каждой из фотографий и т.п.

Наблюдаемая деятельность: Выполнение всякого рода движений вызывает у ребенка устойчивую неприязнь, которую он не скрывает от окружающих. Категорически отказывается от игр и упражнений в бросании, ловле, метании, не желает ускорить ходьбу и перейти к бегу в случае опоздания и т.п. Испытывает чувство страха при выполнении упражнений в равновесии: ходьбе по бревну, скамейке. Боится и стесняется этого, всякий раз ссылаясь на болевые ощущения в области живота, на головную боль.

Вывод: Стасика нельзя отнести даже к первому уровню проявления двигательной инициативы. Низкий уровень возможно связан с отклонениями в физическом развитии ребенка, которые могут быть вызваны рядом причин: неправильным питанием, наличием каких-либо заболеваний, плохой регуляцией роста со стороны нервной и эндокринных систем. Проявления двигательной инициативы ребенка могут быть связаны с его физической подготовленностью, характеризующейся отсутствием у ребенка базовых двигательных умений и навыков, а также отсутствием условий, способствующих развитию физических качеств и двигательных способностей (быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координации). Особое значение для развития таких детей, как Стасик, имеют игры с правилами. Игра с правилами – это совместная деятельность, направленная на развитие нормативной регуляции поведения, мотивации достижения, способности к волевому усилию. Игра с правилами имеет три культурные формы, определяемые по кругу задействованных в ней способностей: игра на физическую компетенцию; игра на умственную компетенцию; игра на удачу (шансовая). Игры с правилами на физическую компетенцию служат основным средством физического развития ребенка на протяжении всего периода дошкольного детства.

ЕГОР

возраст: 6 года 2 месяца
  • ТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА Егора
  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ Егора
  • КОММУНИКАТИВНАЯ ИНИЦИАТИВА Егора
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Егора
  • ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА Егора

Наблюдаемая деятельность: Выбирает макет «Замок», ставит его на стол и садится рядом. Какое-то время бездействует и думает. Встает и направляется к коробке, в которой вперемежку хранятся солдатики, рыцари, индейцы, инопланетяне и т.п. Перебирая игрушки, отбирает рыцарей и солдатиков и возвращается к столу, на который он поставил замок. Разворачивает макет замка таким образом, чтобы он мог действовать с внутренней стороны, и начинает устанавливать там фигурки рыцарей. Размещение рыцарей проводится так, что они как бы находятся внутри замка и «живут» там. Солдатики располагаются с внешней стороны замка таким образом, что они как бы будут нести охранную функцию и должны будут защищать обитателей замка от нападения врагов со всех сторон. Перемещая фигурки рыцарей, мальчик как бы проигрывает множество диалогов между ними. Ребенок не говорит вслух, но периодически раздаются возгласы, свидетельствующие о том, что между рыцарями возникла конфликтная ситуация, но затем она благополучно разрешилась. Вскоре мальчику потребовались дополнительные персонажи, и он извлек из коробки несколько фигурок инопланетян и разыграл нападение на замок. Действуя с игрушками, ребенок изобразил «бой», по окончании которого стало понятно, что солдатики не смогли «защитить» замок от нападения инопланетян и, «повергнутые в бою», были сброшены с поверхности стола на пол. Инопланетяне стали полноправными хозяевами замка, но не долго. Вскоре рыцари «нашли в себе силы» и изгнали «захватчиков».

Вывод: Егора можно отнести к третьему уровню развития творческой инициативы, в Карте развития должна стоять пометка «обычно». Оценка развития ребенка, сделанная родителями в дошкольном возрасте через наблюдения за сюжетной игрой, полностью подтвердилась в будущем. Егор является победителем многих конкурсов и олимпиад.

Наблюдаемая деятельность: Предложены материалы и оборудование: детали конструктора Лего в одной большой коробке, набор шариковых ручек 3–х цветов; бумагу для рисования по просьбе ребенка выдают взрослые. Ребенок ставит коробку с деталями конструктора на стол. Достает из коробки 4 большие пластины и раскладывает их на столе. Постепенно пластины заполняются множеством деталей, из которых ребенок создает одну большую конструкцию. На вопрос: «Что ты делаешь?» - очень подробно рассказывает о своих планах по конструированию. Он намерен построить космическую межконтинентальную станцию. На эту станцию будут прилетать космонавты не только с нашей планеты, но и с других планет. Для работы космонавтов в открытом космосе он планирует создать особую платформу, которая будет максимально безопасной, но очень удобной для выполнения различного рода работ. Главным в техническом оснащении этой платформы ребенок считает придуманный им особый отсек, позволяющий космическим кораблям взлетать. Работа по конструированию платформы длилась в течение 1,5 часов и продолжалась на следующий день. Ребенок реализовал в конструкции все поставленные им ранее цели.

Вывод: Егора можно отнести к третьему уровню развития творческой инициативы, в Карте развития должна стоять пометка «обычно».

Наблюдаемая деятельность: Проявляет интерес только к общению с мальчиками, которые старше, но испытывает большие трудности при знакомстве с ними: сомневается в целесообразности своего поступка, испытывает страх от того, что ему могут отказать и т.п. Долго не решается начать содержательное общение и задает вопросы, которые не имеют отношения к тому, что его интересует: «А ты где живешь?», «Ты учишься в школе?» и т.п. Преодолев трудности, связанные с установлением контактов с незнакомым человеком, может инициировать и поддержать простой диалог по поводу приобретения и использования компьютерных игр. В процессе диалога с партнером в словесной форме может изложить придуманное им содержание игры и начать обсуждать его. Стремится к слаженному взаимодействию: в процессе обсуждения выслушивает чужое мнение и считается с ним, внося изменения в свой план и т.п.

Вывод: Егора можно отнести ко второму уровню развития коммуникативной инициативы, в Карте развития может стоять пометка «изредка». Поскольку ребенок проявляет высокий уровень рефлексии касающихся его событий, родителям рекомендуется как можно больше обсуждать проблемы, с которыми он сталкивается. Скорее всего, ребенок прислушается к советам о том, какие темы разговора можно затронуть при встрече со сверстником, как больше узнать об интересах своего друга.

Наблюдаемая деятельность: Проявил большую заинтересованность к совместной со взрослым деятельности. При выполнении задания «Найди ошибку», сам прочитал текст под картинкой и сразу же сумел найти нужное слово. Заинтересовался названием дерева «ветла»: «А где оно растет? А оно очень большое? А почему на картинке у него ветки торчат и их мало?» Выступил с критикой в адрес разработчиков задания: «Почему на картинке художник нарисовал вначале птицу, а потом рыбу? Фазан тоже может плавать, и его надо было нарисовать на второй картинке» и т.д. От игры с правилами пришел в восторг, но выразил разочарование по поводу того, что играть приходиться только вдвоем. Сразу поставил условие, что он согласен играть, если завтра эту игру он возьмет с собой в детский сад. К «выполнению царского указа» по раскрашиванию плитки в определенной последовательности, приступил очень неохотно. Долго отказывался, ссылаясь на отсутствие фломастера желтого цвета. Когда мальчику предложили вместо раскрашивания плиток «выложить красочный пол» из бумаги, наклеив квадратики, то очень обрадовался. Сам нашел набор цветной бумаги, но испытывал трудности с разрезанием листа бумаги на квадраты и наклеиванием их. При расположении квадратов допустил ошибки. С вырезанием геометрических форм, из которых надо сложить три квадрата, справиться не смог и попросил помощи у взрослых. Три квадрата из геометрических форм сложил без особых усилий.

Вывод: Егора можно отнести к третьему уровню развития познавательной инициативы, в Карте развития может стоять пометка «обычно». Мальчик задает вопросы, обнаруживает стремление к упорядочиванию фактов и представлений и способен к простому рассуждению. Вместе с тем, становится очевидным, что родителям Егора надо уделять внимание развитию мелкой моторики рук и создавать в семье условия для продуктивных видов деятельности.

Наблюдаемая деятельность: Мальчик с 5 лет занимается легкой атлетикой, катается на велосипеде, играет в теннис. Ребенка привлекает физическая активность, он стремится улучшить ее показатели. Он прислушивается к советам тренеров относительно того, как добиться лучших результатов, и, усвоив тот или иной двигательный навык, постоянно использует его.

Вывод: Егора можно отнести к третьему уровню развития двигательной инициативы, в Карте развития может стоять пометка «обычно». Проявление двигательной инициативы способствует достижениям ребенка в спорте.